Международный Аэровокзальный комплекс "Пулково-2" (далее РњРђР’Рљ) является РѕРґРЅРёРј РёР· важнейших объектов Санкт-Петербурга (СЂРёСЃ.1). Как правило, первое, что РІРёРґСЏС‚ зарубежные гости РіРѕСЂРѕРґР°, - это здание РњРђР’Рљ. РџРѕРјРёРјРѕ необходимости соблюдения высоких эргономических показателей Рє объектам такого СѓСЂРѕРІРЅСЏ предъявляют повышенные требования РїРѕ надежности любых систем, как РѕСЃРЅРѕРІРЅРѕРіРѕ, так Рё вспомогательного назначения. Поэтому Аэровокзальный комплекс должен оснащаться Рё модернизироваться РІ соответствии СЃ мировыми стандартами. РћРґРЅРѕР№ РёР· таких систем является комплекс средств обеспечения жизнедеятельности РњРђР’Рљ. АСОДУ инженерными системами РњРђР’Рљ "Пулково-2" была разработана Рё реализована специалистами РћРћРћ "Стелла" Р·Р° 2 месяца. Решение задачи РІ столь короткие СЃСЂРѕРєРё было связано СЃ празднованием 300-летия Санкт-Петербурга. Рнженерные системы РњРђР’Рљ создавались обособленно РґСЂСѓРі РѕС‚ РґСЂСѓРіР° РІ разное время Рё разными организациями. Р’ результате каждая РёР· систем разрабатывалась как самостоятельная, имеющая СЃРІРѕСЋ архитектуру, состав Рё уровень сложности технических средств, СЃРїРѕСЃРѕР± СЃРІСЏР·Рё. Пункты управления системами были территориально рассредоточены. Опыт эксплуатации инженерных систем РњРђР’Рљ показал необходимость РёС… интеграции РІ единую автоматизированную систему оперативно-диспетчерского управления (АСОДУ). Для СѓРІСЏР·РєРё инженерных сетей РІ единую систему необходимо было создать надстройку верхнего СѓСЂРѕРІРЅСЏ - диспетчерский РїСѓРЅРєС‚ управления, сосредоточенный РІ РѕРґРЅРѕРј помещении Рё обладающий механизмами обмена информацией СЃРѕ всеми подсистемами, работающими автономно. Р’ состав АСОДУ вошли следующие инженерные системы:
- электроосвещения залов прилета и вылета, рекламы и наружного освещения;
- тепловых пунктов;
- вентиляции, кондиционирования и тепловых завес;
- дымоудаления при пожаре;
- переговорной громкой связи с лифтовыми кабинами;
- управления эскалаторами;
- радиооповещения эскалаторов.
Строго РіРѕРІРѕСЂСЏ, создаваемая система РЅРµ могла иметь всех признаков АСОДУ. Рто связано СЃ тем, что каждая РёР· инженерных подсистем имеет СЃРІРѕСЋ специфику, уровень развития аппаратных средств, Р° РІ СЂСЏРґРµ случаев это закрытые системы, контролируемые собственными службами Рё органами надзора Рё РЅРµ предназначенные для включения РІ системы более высокого СѓСЂРѕРІРЅСЏ. Поэтому работы РїРѕ созданию центрального диспетчерского пункта контроля Рё управления велись СЃ учетом этих ограничений, РЅРѕ СЃРѕ стремлением максимально придать системе черты АСОДУ. Р’ результате РІ центральном диспетчерском пункте были сосредоточены пункты управления инженерными системами РњРђР’Рљ. Диспетчерское помещение было оборудовано РІ соответствии СЃ требованиями Рє составу технических средств контроля Рё управления, Р° также оперативному персоналу. Для организации мониторинга параметров инженерных сетей Рё дистанционного управления были определены Рё установлены необходимые средства видеонаблюдения, устройства радиосвязи, преобразователи Рё усилители, Р° также проложены соответствующие коммуникации. Так, информация Рѕ работе систем вентиляции, кондиционирования Рё тепловых завес, Р° также управление параметрами этих систем было реализовано РЅР° дисплейной панели оператора СЃ использованием специализированного контроллера, предназначенного для обмена информацией СЃ оборудованием указанных систем. Системы электроосвещения залов прилета Рё вылета, рекламы Рё наружного освещения реализованы РЅР° панелях управления, позволяющих контролировать состояние оборудования Рё управлять РёРј. Диспетчеризация лифтов Рё эскалаторов была реализована СЃ помощью устройств РіСЂРѕРјРєРѕР№ СЃРІСЏР·Рё СЃ лифтовыми кабинами, системы видеонаблюдения Рё радиооповещения эскалаторов, Р° также устройства резервного аварийного останова эскалатора. Наиболее интересной СЃ точки зрения инжиниринга Рё технической реализации оказалась работа РїРѕ созданию РђРЎРЈРўРџ тепловых пунктов РІ составе АСОДУ. Тепловые сети, включающие РІ себя системы отопления, теплоснабжения Рё горячего водоснабжения, рассредоточены РІ пространстве РІ соответствии СЃ топологией РњРђР’Рљ. Однако управление объектом можно свести Рє управлению РґРІСѓРјСЏ тепловыми пунктами, расположенными РІ павильонах "Прилет" Рё "Вылет". Оборудование тепловых пунктов РњРђР’Рљ было поставлено комплектно СЃ РѕР±РІСЏР·РєРѕР№ средствами РљРРџ Рё Рђ Рё системой управления РЅР° базе контроллеров DANFOSS ECL Comfort серий 200 Рё 300. Рљ сожалению, модификации контроллеров, которыми были оснащены тепловые пункты, РЅРµ имели портов для СЃРІСЏР·Рё СЃ верхним уровнем, РІ то время как организация центрального диспетчерского пункта предполагала создание РђР РњР° оператора тепловых пунктов. Решение этой проблемы можно было реализовать РґРІСѓРјСЏ способами: организацией дорогостоящей LAN-сети СЃ РїРѕРєСѓРїРєРѕР№ дополнительных компонентов для контроллеров Рё сети или использованием существующих портов для программирования Рё параметрирования контроллеров СЃ разработкой оригинального протокола обмена информацией между контроллерами Рё РђР РњРѕРј. РџРѕ экономическим критериям был выбран второй СЃРїРѕСЃРѕР±. Реализация этого СЃРїРѕСЃРѕР±Р° предполагала решение 2 основных технических РІРѕРїСЂРѕСЃРѕРІ: организация передачи данных через РїРѕСЂС‚ RS232 РЅР° дальние расстояния СЃ минимальными финансовыми затратами Рё создание протокола обмена информацией контроллера СЃ РђР РњРѕРј. Наиболее простым решением первой задачи оказалось использование маршрутизаторов I-7520R, имеющих функцию преобразования RS232/RS485, которые были установлены СЃРѕ стороны РђР РњР° Рё каждого РёР· контроллеров. Поскольку контроллеры РЅРµ являлись адресуемыми объектами, Р° количество контроллеров равнялось четырем, организация обмена информацией было реализована таким образом, что каждый контроллер опрашивался СЃРѕ своего РЎРћРњ-порта РђР РњР°, что обеспечило минимальные затраты РїСЂРё соблюдении всех технических требований РїРѕ качеству СЃРІСЏР·Рё. Что касается второй проблемы, то был написан протокол обмена, включающий запрос готовности, ответ Рѕ готовности, посылку запроса Рѕ значении параметра, получение ответа Рё проверку контрольной СЃСѓРјРјС‹. Для повышения надежности системы РїРѕ электропитанию были использованы источники бесперебойного питания. Очень важным моментом РїСЂРё разработке верхнего СѓСЂРѕРІРЅСЏ современных РђРЎРЈРўРџ является выбор инструмента отображения информации Рё реализации человеко-машинного интерфейса. Как правило, для этого используется специальная программная оболочка - SCADA-система, позволяющая осуществлять мониторинг Рё управление технологическим процессом РІ реальном времени. Верхний уровень РђРЎРЈРўРџ тепловых пунктов был выполнен РІ среде iFix v.3.0 компании Intellution Inc. РЅР° 75 параметров. РђР Рњ был создан РЅР° РѕСЃРЅРѕРІРµ РџРР’Рњ СЃРѕ средой Microsoft Windows 2000 Professional. Р’ состав РђР Рњ также РІС…РѕРґРёС‚ принтер для печати отчетов Рё аларменных сообщений. Выбор пакета семейства iFix обусловлен тем, что данные SCADA-пакеты давно зарекомендовали себя как СЃ точки зрения надежности РІ эксплуатации, так Рё удобством механизмов разработки Рё исполнения, позволяющих существенно сократить СЃСЂРѕРєРё создания человеко-машинного интерфейса (напомним, сто система создавалась РІ очень сжатые СЃСЂРѕРєРё). Включая РІ себя РІСЃРµ необходимые механизмы SCADA-систем (база данных СЃ широким набором типов данных, графический редактор, набор разнообразных динамических элементов, встроенный редактор VBA для реализации сложных алгоритмов, средства архивирования информации, построения графиков, сетевые функции, драйверы для сопряжения СЃ техническими Рё программными средствами РґСЂСѓРіРёС… уровней РђРЎРЈРўРџ Рё С‚.Рґ.), пакеты iFix непрерывно модернизируются, обеспечивая разработчиков РђРЎРЈРўРџ РІСЃРµ новыми возможностями. Важным достоинством пакетов семейства iFix является то, что тэг (информационная единица, характеризующая мощность пакета) РІ пакетах iFix включает РІ себя намного больше параметров, чем РІ аналогичных пакетах того же класса, что часто позволяет разработчику получит экономическую выгоду, покупая лицензию РЅР° пакет СЃ меньшим количеством тэгов. Стоит также отметить, что последние версии iFix РІСЃРµ больше ориентированы РЅР° совместимость СЃ продуктами Microsoft Рё СЃРїРѕСЃРѕР±РЅС‹ использовать РёС… широкие возможности. РќР° распространение пакетов семейства iFix РІ Р РѕСЃСЃРёРё Рё странах РЎРќР“ оказывает влияние Рё появление русифицированных версий.
Структурная схема АСУТП тепловых пунктов представлена на рис. 2. Фрагмент интерфейса оператора изображен на рис. 3. АСОДУ инженерными системами МАВК "Пулково-2" обслуживается двумя диспетчерами. Разработанная система обеспечила контроль работы оборудования инженерных сетей из центрального диспетчерского пункта, оперативное устранение возникающих неисправностей, сбор данных о работе инженерных систем для последующего анализа.
Авторы: Севергин М.В., Лебедев С.В., Хвищук Г.А. Опубликовано в журнале Промышленные АСУ и контроллеры. №4, 2004 г., с15-16
В
|